8(818) 29-43-92

ГБУ АО "ОПОРНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ"
г.АРХАНГЕЛЬСКА

Структура

Заведующая отделением - Сеннова Марина Владимировна. Контактный телефон 8 (818) 29-43-89 (доб.107)

В группах оказывается поддержка детям в возрасте с 3 до 8 лет. Этих детей не готово принять ни одно дошкольное учреждение города, но они остро нуждаются в развитии и общении со сверстниками.

В Центре с 2006 года были открыты группы кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста, а с января 2008 года (по распоряжению мэра города) - группы дневного пребывания.

Важным моментом работы групп является возможность освободить личное время родителей (в первую очередь мам), дать им возможность самореализоваться.


Основное количество детей приходят в указанные группы из программы раннего вмешательства. Специалисты выстраивают программу оказания помощи согласно индивидуальным способностям ребенка.

Работают две группы:

  • группа кратковременного (3 часа) - «Солнышко»,
  • группа полного дневного пребывания (по типу детского сада) - «Звездочка».

Особенность работы группы кратковременного пребывания в том, что дети в зависимости от состояния здоровья и уровня развития могут посещать занятия по индивидуальному графику 1,2,3,4,5 раз в неделю. Всего в отделении в среднем получают помощь в данной группе 20-25 детей.

Группа полного дневного пребывания обслуживает 10 детей в течение дня.

Социально-психологическую поддержку получают родители и ближайшее окружение.

В рамках российско-шведского проекта в Центре с 2008 года работает лекотека для детей раннего и дошкольного возраста. Лекотека – это и специально оборудованная игровая комната, и обменный фонд, который позволяет семье получить необходимую для развития ребенка игрушку на определенный срок (как книгу в библиотеке).

группа "Солнышко"

Группа кратковременного пребывания «Солнышко» была создана в марте 2006 года. Посещать её могут дети с особым развитием в возрасте 4-8 лет. Основная цель команды специалистов - помогать семье, воспитывающей особого ребёнка. В группе созданы условия для всестороннего развития детей в соответствии с их потенциальными возможностями.

Специалисты ставят перед собой следующие задачи:

1.Оказание междисциплинарной помощи семьям, имеющим ребенка с особенностями развития;

2.Создание благоприятного психологического климата в группах;

3. Организация и регулирование взаимоотношений взрослых с детьми;

4. Помощь детям в адаптации к новым условиям;

5. Развитие коммуникативных навыков детей;

6. Проведение обследования детей и оказание консультативной помощи родителям по вопросам индивидуальных особенностей ребенка и адекватных этим особенностям методов воспитания и развития особого ребёнка;

7. Временный уход за ребенком в условиях Центра.

В своей работе специалисты, работающие в группе, обязательно учитывают все особенности развития «особых» детей. К каждому ребёнку здесь находят индивидуальный подход. Дети с особыми потребностями требуют «особого» отношения.

В группе «Солнышко» работают следующие специалисты: дефектолог, логопед, психолог, воспитатели, специалист по социальной работе, младший воспитатель.

Все специалисты работают в команде. Командный подход в работе необходим для успешной социализации детей и их родителей. Совместные обсуждения особенностей, проблем, путей развития ребёнка помогают использовать опыт и знания отдельных специалистов для принятия решения о наиболее подходящем для ребёнка абилитационном маршруте.

Сопровождение детей включает в себя:

1. Первичный прием семьи. Он может быть междисциплинарным или индивидуальным. По результатам приема составляется индивидуальный абилитационный маршрут на каждого ребёнка.

2. Групповые занятия с детьми . Продолжительность 10-15 минут.

3. Индивидуальные занятия с ребенком . Продолжительность занятия 20 минут.

4. Временный уход за детьми в условиях реабилитационного центра. Продолжительность до 3-х часов.

5. Консультирование родителей специалистами по возникающим вопросам.

Функционируют группы по удобному для родителей детей графику. Семьи и дети получают помощь реабилитационного центра в две смены (утро, вечер) в соответствии с расписанием, с которым родители знакомятся заранее.

Помимо занятий с педагогами непосредственно в специально подготовленных помещениях (игровых комнатах), дети имеют возможность в соответствии с медицинскими показаниями получать помощь отделения восстановительного лечения.

Палитра чувств

Трудности, с которыми постоянно сталкивается семья ребёнка с особыми потребностями, значительно отличаются от повседневных забот, которыми живёт семья, воспитывающая обычного ребёнка. Родители, в первую очередь мать, испытывают сильный стресс, когда у них рождается малыш с проблемами в развитии. Очень часто рождение такого ребёнка воспринимается его родителями как трагедия. Рухнули в один момент какие-то надежды, круто изменились жизненные перспективы. Но, оправившись от первого шока, получив поддержку в Центре на ранних возрастных этапах жизни своего малыша, семьи начинают жить по новым правилам. Таким семьям обязательно нужна поддержка специалистов. В первую очередь психологов. Родители часто приходят на консультации. Эффективной формой психологического сопровождения семьи являются групповые занятия, где родители детей могут обсудить то, что их волнует и получить рекомендации от специалиста. Такая группа в нашем Центре работает уже несколько лет. Ведут её психологи Центра. Родители дали ей название «Палитра чувств». Возникло оно потому, что среди методов работы в группе преобладает метод арттерапии, он оказался наиболее действенным и эффективным в данной деятельности. Кроме того, чувства, которые описывают наши клиентки, настолько разнообразны и ярки, что их можно сравнить с цветными красками. Посещают её мамы и бабушки детишек, которые приходят в группы для детей дошкольного возраста нашего Центра. Почему именно мамы в первую очередь? Потому, что на неё падает большая физическая и моральная нагрузка. Матери находятся с детьми постоянно, живут заботами о них. Эти женщины ограничены в общении. Для них характерны частые депрессивные состояния, заниженная самооценка, повышенная тревожность. Многие из них после рождения ребёнка распрощались, как им кажется, со своими мечтами относительно собственного будущего и будущего своего ребёнка, отказались от любимой работы. Группа помогает мамам отрешиться на время от окружающего мира, от тех забот, которые сопровождают их в повседневной жизни. На полтора часа им удаётся погрузиться их в мир свободного общения, создать ту атмосферу, которая помогает женщинам осознать свои чувства, проработать их.

Настроение и тематика занятий разнообразна. Иногда занятия проходят очень весело, участницы группы отвлекаются от повседневных забот, имеют возможность расслабиться, отдохнуть, чего им, с их же слов, очень не хватает. Другие занятия посвящаются внутренней работе, свободному самовыражению. Чаще всего используются арттерапевтические приёмы: рисование, создание коллажей. Некоторые занятия посвящаются визуализациям. Используются терапевтические возможности музыки. Всем участникам нравится работать в психологической песочнице, где, создавая различные картины, можно лучше осознать своё внутреннее состояние, потребности, чувства. В процессе обсуждения происходит переосмысление проблемы и высвобождение «негатива». Психологи, ведущие подобные группы, часто сталкиваются с сильными эмоциями у женщин, с огромным желанием выговориться. Происходит это потому, что не все женщины могут поделиться проблемами с близкими, так как сталкиваются с непониманием в своей семье. Помимо этого они не хотят усложнять жизнь своим родным и поэтому многие годы носят переживания в себе, испытывают чувство вины и страха. Поэтому психологи стараются помочь мамам, обращаясь к их позитивному жизненному опыту, к их ресурсному состоянию.

Очень часто «Палитра чувств» работает как группа взаимопомощи, потому что мамы делятся друг с другом своим жизненным опытом, сообща вырабатывают новые модели поведения в сложных ситуациях, касающихся детей или взаимоотношений с другими членами семьи, раскрывают свои потенциальные возможности. В процессе занятий их участники знакомятся друг с другом ближе, между ними завязываются дружеские отношения, они продолжают встречаться и общаться вне Центра.

Терапевтический эффект наших встреч достаточно высок. Работа группы имеет сильный эмоциональный отклик у её участников. Это подтверждают их высказывания: «Групповые занятия очень объединяют родителей. Мы становимся дружнее… помогаем друг другу… Мамы, которые посещают занятия, отличаются своей открытостью, готовностью помочь... Мне много дала группа. Я поняла, что я не одна, что есть люди, готовые поддержать, помочь. Вместе гораздо легче принять решение, сделать выводы, просто успокоится и жить дальше…».

Главное в работе «Палитры чувств» - научить матерей, которых судьба выбрала для трудной миссии, миссии воспитания особого ребёнка, позитивно мыслить и не терять веры в свои силы.