8(8182) 29-43-92

ГБУ АО "ОПОРНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ"
г.АРХАНГЕЛЬСКА

ЛФК

Занятия физическими упражнениями с лечебной целью имеют следующие задачи:

• оказывать оздоровительный и общеукрепляющее влияние на организм для восстановления работоспособности;

• улучшить кровообращение и обменные процессы в зоне поражения, чтобы устранить или снизить нервно-сосудистые и обменные расстройства;

• укрепить ослабленные мышцы

• восстановить координацию движений

• бороться с сопутствующими нарушениями: искривлением и ограничением подвижности позвоночника.

Общими и обязательными принципами для всех методик ЛФК являются:

1. Регулярность, систематичность и непрерывность применения лечебной гимнастики;

2. Строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием;

3. Постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки.

Способы и содержание упражнений для работы с детьми

1. Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, профилактика тератогенеза, расширение диапазона движения.

2. Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.

3. Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.

4. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.

5. Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.

6. Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.

7. Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе).

8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.

9. Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.

10. Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы.

В зале ЛФК проводятся такие методики как:

1) Укладки(лечение положением). Цель укладок – устранение патологических позиций в одном или нескольких суставов или группе мышц. Укладки и фиксации (положения) имеют большое значение для формирования схемы тела и движений. Сохранение в течение определенного времени заданной позы всего тела и (или) частей тела является эффективным средством профилактики или коррекции порочных положений. В настоящее время в практике ЛФК применяются несколько видов укладок:

1. «облегчающие» (лежа на боку и на спине);

2. укладки в среднем положении (лежа на животе, на спине);

3. укладки корригирующие (лежа на животе, на спине);

2) Щит(лечение положением). Щит состоит из двух частей: вертикальной стенки и горизонтальной площадки для опоры. Он применяется для вертикализации тела ребенка. Используется для устранения контрактур в коленных и голеностопных суставах.

3) Растяжки

4) Механотерапия.В занятиях на тренажерах у детей происходит развитие силы, выносливости, а также развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

5) Обучение ходьбе при помощи вспомогательных средств (ходунков, каталок, брусьев)

6) Мелкая моторика. Мелкая моторика применяется в исходном положении сидя за столом с простых манипуляций. Она включает: перебирание мелких предметов, строительство разного рода конструкторов, завязывание шнурков, открывание и закрывание различных дверных замков, застегивании пуговиц, завинчивание разных гаек, склеивание конвертов, коробок, переплетные работы, лепку из пластилина, глины и т.д.

Гидротерапия

Кабинет гидрореабилитации (бальнеотерапия)

Активной бальнеологической процедурой является подводный душ – массаж, который обычно назначают детям школьного возраста. Для этого в отделении восстановительного лечения предусмотрены специальные помещения: раздевалка и помещение, где находиться ванна для гидромассажа ёмкостью до 400 литров. Процедура заключается в воздействии на больного, находящегося в тёплой ванне, струёй воды под давлением 0.5 – 4 атм. Подводный душ – массаж представляет собой удачное сочетание влияния тёплой ванны и массажа и широко применяется для лечения заболеваний опорно – двигательного аппарата.

Пребывание больного в тёплой воде ведёт к расслаблению мускулатуры туловища и конечностей. Это даёт возможность массировать струёй воды глубоко расположенные ткани. Улучшение местного кровообращения обеспечивает трофическое, противовоспалительное и расслабляющее влияние подводного душа – массажа. Дети хорошо переносят подводный душ – массаж. После процедуры улучшается общее самочувствие, возникает ощущение лёгкости, бодрости, свежести. Такое состояние удерживается несколько часов.

Иппотерапия

С 2001 года на базе муниципального учреждения «Опорно-экспериментальный реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями» в комплексную программу реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы была включена методика иппотерапии (лечебная верховая езда).

Иппотерапия, это одна из форм реабилитации больного, сложность которой заключается в единовременном включении в процесс двух живых существ с их характерами, импульсивностью, индивидуальным отношение к окружающему и друг другу и достижение в дальнейшем, максимального взаимодействия между ними.

Принципы воздействия

По сути своей иппотерапия является одной из форм ЛФК, которая использует необычный “снаряд” - живую лошадь.

1. Температура лошади выше температуры тела человека на 1,5 градуса. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют спастичные мышцы ног пациента, усиливая кровоток в конечностях. Улучшение кровотока в целом улучшает кровоснабжение мозга.

2. Одновременно включаются в работу практически все группы мышц. И происходит это на рефлекторном уровне, поскольку сидя на движущейся лошади, пациент в течении всего занятия инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади и тем самым побуждает к активной работе, как здоровые, так и поражённые мышцы своего тела. Постоянно тренируется вестибулярный аппарат, ориентировка в пространстве, укрепляются мышцы спины и нижних конечностей.

3. В качестве биомеханического фактора рассматривается влияние колебаний, возникающих и идущих от спины лошади в трёх взаимно перпендикулярных плоскостях. Эти колебания вызывают поочерёдно рефлекторное напряжение и относительное расслабление почти всех групп мышц. Это обусловливает частичное (а в некоторых случаях и выраженное) урегулирование мышечного тонуса, уменьшение объёма и амплитуды непроизвольных движений, улучшение координации, что, в свою очередь, улучшает статико-локомоторные функции.

Когда лошадь идёт шагом центр её тяжести совершает движения в трёх измерениях: вперёд – назад, вверх – вниз, из стороны в сторону, а также совершает ротацию. Трёхмерное движение спины лошади, идущей шагом, соответствует движениям человека при ходьбе, и приспособление всадника к ритму покачивания спины движущейся под ним лошади инициирует нормальные сенсомоторные стереотипы: у всадника появляется возможность пережить ощущения нормального прямохождения.

Лошадь, идущая шагом, передаёт всаднику от 90 до 110 двигательных импульсов в 1 минуту. /Темп шага лошади таков, что создаёт иллюзию самостоятельной ходьбы. Это способствует формированию динамического стереотипа, который ребёнок переносит в жизнь.

4. Психогенное воздействие. Верховая езда вызывает у всадника, да и у любого человека, просто находящегося рядом с лошадью, массу эмоций, ощущений, переживаний, затрагивающих не только высшие отделы коры головного мозга, но и глубинные структуры. Это способствует восстановлению нарушенных нервных связей, возникновению (формированию) компенсаторных механизмов в проведении нервных импульсов.

5. Психосоциальное воздействие. Лошадь дает возможность человеку, находящемуся у нее на спине, получить ощущение стабильности в процессе движения. Важную роль в снятии страхов играет доверие. Доверяя лошади, всадник полагается на то, что она справится с теми изменениями в среде, которые неизбежно возникают. Лошадь становится его проводником в поисках чувства равновесия в изменяющихся условиях. Она является одновременно и средообразующим фактором и существом, помогающим адаптироваться к этой же среде.

6. Кроме того, иппотерапия благотворно влияет на дыхательную систему, органы кровообращения.

7. Как и любой метод реабилитации иппотерапия имеет свои показания и противопоказания.

Показаниями для иппотерапии являются:

1. Нарушения моторной функции.

Заболевания:ДЦП, посттравматические повреждения головного мозга, последствия перенесённого полиомиелита, состояние после инсульта, рассеянный склероз, функциональные искривления позвоночника.

2. Различные формы нарушения интеллекта, возникшие в результате органических и генетических заболеваний.

3. Нарушения психо-эмоциональной сферы

4. Поражение органов чувств (слуха, зрения)

5. Соматическая патология (психосоматика): ЯБ, БА

6. Патология системы кровообращения (состояние после инфаркта миокарда)

Абсолютные противопоказания:

1. Повышенная ломкость костей

2. Гемофилия

3. Мышечная дистрофия последней стадии

4. Любые заболевания в остром периоде, в стадии обострения

5. Органические сколиозы III – IV степени

6. Значительное ограничение подвижности т/б суставов

Лечебные костюмы

Лечебный костюм (ЛК) «Адели» представляет собой оригинальную систему фиксаторов и амортизаторов, прикрепленных к специальной одежде, состоящей из шапочки, курточки, шорт, наколенников и ботинок. Натяжение амортизаторов позволяет устранить порочные положения частей тела, нормализовать мышечный тонус за счет растяжения спастичных мышц и создания облегчающих условий для их антагонистов. Создавая правильные взаимоотношения между частями тела, и устраняя порочные установки, костюм способствует формированию правильной схемы взаиморасположения частей тела и схемы движений, что является основой для формирования моторики.

Лечебный костюм (ЛК) «Гравистат» имеет ряд элементов, отсутствующих в ЛК «Адели». ЛК «Гравистат» содержит опорно-постановочный бандаж для грудной части туловища и плечевого пояса— реклинатор, а также фиксаторы поясницы, колена и голеностопного сустава, бандаж стопы и стельки супинаторы. ЛК содержит постановочные элементы, выполненные в виде эластичных пластин, способных фиксироваться к различным деталям костюма.

ЛК «Гравистат» позволяет создать эластичный фиксирующий каркас (с сохранением функции движения) для тела или отдельных его частей, уменьшив при этом разболтанность суставов (голеностопного и коленного) , обеспечить активную деятельность мышц стопы и более правильную ее постановку.

Модульный принцип построения ЛК «Гравистат» позволяет создать индивидуальный невролого-ортопедический рецепт аппарата, соответствующий определенному больному. Метод динамической проприоцептивной коррекции с использованием ЛК «Адели» и «Гравистат» предложен профессором К. А. Семеновой в 1993 году. С 1997 года успешно используется в МУ «ОЭРЦ для детей с ограниченными возможностями».

2. механизм действия

Новизна метода заключается в принципиально новом подходе к восстановлению нарушенных функций мозга, путем воздействия на антигравитационную систему с помощью специальных тяг ЛК, направляя при этом афферентный поток импульсации, поступающий от мышц, суставов, связок, что и оказывает соответствующее нормализующее действие на структуры ЦНС, контролирующие движения и речь.

3. показания и противопоказания

Лечебные костюмы имеют несколько типоразмеров и применяется у детей от 3 до 15 лет.

Методика рекомендуется к применению в поздней резидуальной стадии ДЦП при:

• спастической диплегии;

• атонически-астатической форме;

• гемипаретической форме;

• гиперкинетической форме.

Противопоказания:

• эпилепсия в приступном периоде;

• подвывих и вывих тазобедренных суставов, дисплазия тазобедренных суставов;

• деструктивные изменения и грубые деформации в позвоночнике;

• выраженное снижение интеллекта или грубые нарушения психо- эмоциональной сферы;

• тяжелые соматические заболевания (пороки сердца, хронические заболевания почек, поджелудочной железы, обострение язвы желудка);

• ОРВИ и другие острые инфекционные заболевания.

4. курсы лечения

Занятия в костюме Адели начинают с минимальной нагрузки, которую постепенно увеличивают от сеанса к сеансу, в зависимости от состояния пациента. Длительность занятий также постепенно увеличивается от 20-25 минут в начале лечебного курса до 40-45 минут в его конце (включая перерывы на отдых). Курс лечения состоит из ежедневных занятий в костюме Адели в течении примерно четырех недель. Повторные курсы рекомендуется проводить через 3-4 месяца. Дети могут заниматься в ЛК не только в зале ЛФК, но и присутствовать на учебных занятиях.

задачи

Занятия в костюме Адели должны быть направлены на решение следующих основных задач:

• нормализация тонуса мышц, коррекция позо-тонических рефлексов;

• коррекция порочных установок ОДА (конечностей, отделов позвоночного столба и др.);

• улучшение подвижности в суставах;

• преодоление слабости (гипотрофии, атрофии) отдельных мышечных групп;

• формирование вестибулярных и антигравитационных реакций, стато-динамической устойчивости (равновесия и ориентировки в пространстве);

• улучшение мышечно-суставного чувства;

• улучшение общей опорности конечностей и их отдельных сегментов;

• улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.

ФБУ

Функциональное биоуправление с обратными связями (синонимы - биологическая обратная связь, БОС-терапия, biofeedback) является одним из основных подходов в реабилитационном процессе и широко используется для коррекции нарушенных функций движения, зрения, задержек психического развития, психоэмоциональных расстройств и др.

Функциональное биоуправление с обратными связями (ФБУ) - новый методический прием немедикаментозного восстановления при нарушениях различных функциональных систем, основанный на использовании естественных для организма человека природных механизмов саморегуляции и обучения. Системы управления различными функциями, неправильно сформировавшиеся в ходе развития ребенка, как, например, при детском церебральном параличе, или поврежденные в результате травмы, инсульта, нейроинфекции и т.д., для своего восстановления требуют контролируемых внутренних посылок для активации процессов саморегуляции. Происходит это при организации целенаправленного притока в мозг афферентных посылок при правильном выполнении двигательного, зрительного, слухового, речевого задания, управляющим звеном которого являются параметры нарушенной функции.

Суть метода ФБУ заключается в предоставлении пациенту возможности осуществить перестройку функциональных связей и регуляторных систем мозга в нужном (требуемом) направлении и закреплении при получении полезного результата. Предоставление пациенту результатов тренировок на экране компьютера, их совершенствование по мере повторных выполнений создает у него положительный мотивационный фон, что способствует повышению эффективности тренировок.

Отличие ФБУ от множества других методов восстановительной терапии:

1. его конкретная адресованность к определенной функции и структуре,

2. его высокая информационная значимость,

3. его обращенность к личности данного больного, активное вовлечение последнего в процесс реабилитации.

При отборе больных для занятий методом ФБУ необходимо соблюдать ряд условий:

1. Больной должен понимать принцип метода и свои задачи в процессе лечения, в связи с этим:

- возраст больных должен быть от 4,5-5 лет и старше;

- сохранность интеллекта и психоэмоциональной сферы, достаточные для усвоения задания (возможна легкая степень дебильности);

2. Отсутствие фиксированных контрактур конечностей и выраженных органических изменений мышечной ткани (по данным клинического осмотра);

3. Положительная установка больного на активное включение в реабилитационный процесс.

Противопоказания:

1. Выраженное снижение интеллекта или грубые нарушения высших корковых функций и психоэмоциональной сферы.

2. Дегенеративно-дистрофические заболевания нервной системы (поздние стадии).

3. Соматические заболевания в стадии декомпенсации.

4. Лихорадочные состояния.

5. Наличие злокачественных образований.

6. Относительным противопоказанием являются частые эпилептические припадки.

Пилатес

Пилатес – комплекс упражнений, для преодоления различных проблем, связанных с неправильной осанкой или травмами.

Это не просто набор упражнений, а полный и комплексный метод физической подготовки, все упражнения комплекса дополняют друг друга, обеспечивают баланс всего тела, без внимания не остается ни одна часть тела.

В этом комплексе отсутствуют какие-либо травмоопасные упражнения.

1. При выполнении упражнений особое внимание уделяется осанке и правильному положению тела.

2. Плавный переход от простых упражнений к средним и более сложным.

3. Метод «Пилатеса» является также средством профилактики и лечения болезней спины, нарушений осанки и т.д.

4. Метод легко адаптируется к любому возрасту.

5. Упражнения выполняются медленно и плавно.

6. Каждое упражнение выполняется с учетом правильной осанки и возможностями ребенка.

7. Восемь принципов, лежащих в основе всех упражнений:

  • релаксация
  • концентрация
  • координация
  • дыхание
  • выравнивание
  • центрирование
  • выносливость
  • плавность движений

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- увеличение гибкости, силы, подвижности суставов;

- достижение координации, баланса;

- выравнивание различных частей тела;

- исправление плохой осанки;

- укрепление мышц пресса;

- улучшение здоровья в целом: стимулирует сердечно-сосудистую систему и лимфатическую систему; улучшение кислородного обмена и выделение эндорфинов, которые отвечают за хорошее самочувствие;

- «пилатес» - средство профилактики остеопороза; избавление от боли в спине.

Фото по теме:

  • Функциональное биоуправление  » Click to zoom ->

    Функциональное биоуправление

  • Костюм "Гравистат"  » Click to zoom ->

    Костюм "Гравистат"

  • Занятие в ЛК "Гравистат"  » Click to zoom ->

    Занятие в ЛК "Гравистат"

  • ЛФК  » Click to zoom ->

    ЛФК

  • иппотерапия  » Click to zoom ->

    иппотерапия

  • гидрореабилитация  » Click to zoom ->

    гидрореабилитация

  • ЛФК  » Click to zoom ->

    ЛФК